Что такое альтметрия?

Главные вкладки

Аватар пользователя ADCI_Solutions ADCI_Solutions 19 февраля 2021 в 12:42

Сложно и интересно наблюдать за тем, как живут продукты интеллектуального труда после своего появления. Читают ли написанную книгу? Наслаждаются ли написанной картиной? Слушают ли написанную песню? Предположим, что да. Но дискутируют ли о книге на форумах и цитируют ли её отрывки на сайте Goodreads.com? Растёт ли цена на картину? Снимают ли под песню сотни тысяч тиктоков? Такие метрики дадут автору произведения больше понимания, как его работа меняет жизнь людей и судьбу мира.

Это же касается научных публикаций. Как учёные, так и институты, в которых они работают, и фонды, которые спонсируют исследования, хотят и должны понимать, насколько велико значение их работы для научного мира и человечества, не зря ли были потрачены часы исследований, подтолкнули ли изыскания к более глубокому исследованию поднятого вопроса другими учёными и заставили ли политиков внести поправки к законам. Чтобы это понимать, нужны специфические количественные и качественные показатели, лежащие далеко за пределами личного устного обсуждения.

С приходом в нашу жизнь интернета оценка популярности чего-либо, в том числе и научных исследований, изменилась. Ссылка в статье на википедии, пост в соцсети, запись в чьём-то блоге, комментарий к этому блогу - всё это и многое другое демонстрирует успех. Поэтому появилась необходимость расширить и набор инструментов для измерения этого успеха. Этой цели и служит альтметрия и альтметрики.

Как студия ADCI Solutions связана с наукой и измерением таких показателей? У нас есть собственный продукт Bibliography & Citation, решающий проблемы обработки библиографических данных в институтах, исследовательских центрах и библиотеках, чьи сайты построены на Drupal CMS. В него входит модуль Altmetric, помогающий в несколько простых шагов вывести альтметрики на страницу с научной работой. В этой статье мы вкратце расскажем об историческом развитии статистических методов анализа научных публикаций и о том, как сделать возможным контроль за ростом популярности таких публикаций, информация о которых хранится на вашем Drupal-сайте.

От библиометрии к альтметрии

Где находятся истоки идеи о том, что любую информацию можно оценить по шлейфу, который она после себя оставляет?

В 1926 году американский математик Альфред Лотка описал закономерность распределения частот публикаций по авторам в той или иной области исследований. В 1932 году Джордж Ципф, лингвист, который, как и Лотка, испытывал интерес к статистике, открыл другую закономерность — закономерность распределения частоты слов естественного языка. Ещё одно открытие сделал британский библиотекарь Сэмюэл Брэдфорд, установив в 1934 году закономерность распределения публикаций по изданиям. И, наконец, в 1936 году американский социолог Роберт Мертон защитил в Гарварде докторскую диссертацию на тему “Наука, техника и общество в Англии XVII века”, которая стала определяющей для развития направления количественного изучения библиографических данных и научной дисциплины инфометрии. Перечисленные открытия заложили фундамент этой дисциплины, но всё это лишь вехи XX века — исследователи вопроса находят корни инфометрии уже в конце XVIII-начале XIX вв.

Инфометрия — зонтичный термин, прячущий под собой другие “метрии”. Библиометрия с помощью таких показателей, как индекс Хирша, индекс цитируемости, импакт-фактор и индекс оперативности изучает то, насколько эффективна и качественна для научного мира работа учёных и институтов. Эти же библиометрические показатели использует наукометрия, исследуя развитие науки. Вебометрия изучает количественные аспекты конструирования и использования информационных ресурсов, структур и технологий применительно к интернету.

Альтметрия и манифест Джейсона Прима

Альтметрия встаёт в этот ряд как дисциплина, берущая от каждой понемногу: она также, как библиометрия, оценивает вклад учёных и институтов в науку, но использует для этого альтернативные метрики, релевантные интернет-среде.

Термин вышел из хэштега в твиттере, и право первенства в его использовании принадлежит Джейсону Приму, соучредителю организации Impactstory, чья миссия — обеспечить максимальную доступность научных статей онлайн. В октябре 2010 года Прим и его коллеги выпустили документ Altmetrics: a manifesto. В нём говорится, что хотя способы оценки влияния статей на научно-исследовательскую деятельность и остаются практически ценными, они медленные и устаревшие, и поэтому уже не вписываются в современность. Импакт-фактора и прочих метрик стало недостаточно. К необходимости новой методологии подталкивало то, что статьи обсуждают в блогах и соцсетях, они перестали лежать исключительно в бумажном виде на полках и теперь их цифровые копии можно хранить и обрабатывать в таких веб-менеджерах, как Zotero и Mendeley. И подобные активности порождают новые способы измерить влияние научных работ - альтметрики.

Как и кому помогает сервис Altmetric

На следующий год после выхода манифеста Джейсона Прима компания Digital Science выпустила продукт Altmetric. Разработчики продукта взяли на себя роль тех, кто будет искать информацию об упоминаниях научных работ в разных альтернативных источниках, обрабатывать эту информацию и отдавать её своим клиентам — исследователям, институтам, издателям, организациям, фондам и прочим заинтересованным сторонам. Собранная информация визуализируется в цветном бейдже, похожем на пончик, в котором каждый цвет соответствует конкретному источнику.

В поисках упоминания, цитирования и ссылок на научные статьи сервис мониторит:

  • Public policy documents,
  • Mainstream media,
  • Blogs,
  • Citations,
  • Online reference managers (Mendeley, Zotero etc.),
  • Post-publication peer-review platforms,
  • Research highlights,
  • Wikipedia,
  • Social Media,
  • Open Syllabus Project,
  • Patents,
  • Multimedia and other online platforms.

Польза, которую извлекают из сервиса Altmetric учёные и организации, подтверждается многочисленными кейсами. For example, Altmetric data helps the Biodiversity Heritage Library to identify its most popular content to better tailor its posts and the content the Library shares to ensure maximum engagement. “Springer Nature”, a british german academic publishing company, is keen to transform the way it offers services to authors and readers, and to make sure they maximise the value of the new technologies they bring in - as a result, they found the solution in Altmetric too. With Altmetric, MIT Press got the opportunity to gather data that helped them identify their most popular articles. И это лишь малая часть примеров.

Чтобы Altmetric мог отслеживать цитируемость работы в интернете, необходимо:

чтобы эта работа существовала;
чтобы работе был присвоен идентификатор типа DOI, ISBN, PubMedID и т. д. Найти свой тип идентификатора можно в списке идентификаторов, которые трекает Altmetrics. Присвоением идентификаторов занимаются специальные сервисы;
чтобы работу упоминали в одном из источников, с которыми работает Altmetric.

Если хотя бы один из пунктов не соблюдается, то "пончик" не покажет ничего.

Перейдём от теории к практике.

Как добавить бейдж с альтметриками на свой сайт

Чтобы на странице сайта отображался бейдж с альтметриками, подключите к странице JavaScript-библиотеку сервиса Altmetrics:

Также добавьте на страницу HTML-разметку, которая впоследствии будет заменена на бейдж:

Обратите внимание, что в HTML-разметке есть атрибут, который содержит идентификатор работы, и в нашем примере это DOI. Примеры использования других идентификаторов и подробные инструкции по вставке бейджа ищите на странице Embeddable badges.

Altmetric badges are free for individual researchers to display on their personal academic websites. Institutional repositories are also permitted to display Altmetric badges for free. Academic departments, academic websites, and subject repositories require a license. Please see this page for more information.

Что такое модуль Altmetric и как он работает

Модуль Altmetric входит в состав Drupal-проекта Bibliography & Citation (или BibCite), разрабатываемого и поддерживаемого в студии ADCI Solutions. BibCite helps to organize and save bibliographic data about the content ranging from web pages to books and scientific research works. The project also helps to design citation of sources according to thousands of standards that have been accepted at different times in different organizations.

Модуль решает простую, но полезную задачу: добавляет на страницу Drupal-сайта со статьёй пончик с информацией о её цитируемости.

Сам модуль ничего не трекает и никакую статистику не собирает. Это всего лишь простой способ вставить нужный JavaScript-код и разметку на сайт.

Как вставить бейдж Altmetric с помощью модуля

Когда бейджей один или два, вбить разметку самому — не проблема, и инструкция выше будет полезна. Но когда внутри одной библиографии - сотни референсов, которые импортируются из одного места в другое, то возникает динамическая составляющая — идентификатор (DOI, ISBN, PubMedID или другой), который нужно подставить в разметку. В этом смысле модуль Altmetric облегчает жизнь: сам подключает JavaScript-библиотеку сервиса Altmetric и сам вставляет HTML-разметку для пончика. Без него пришлось бы писать код или использовать сторонние модули вроде Display Suite.

Большое количество референсов трудно обрабатывать вручную. С этой задачей помогает справиться модуль Altmetric

Теперь покажем пошагово, как вставить бейдж на страницу библиографической сущности. Единственный шаг, который мы пропустили - это скачивание модуля: раз у вас есть Drupal-сайт, эту процедуру вы умеете проводить по умолчанию.

Переходим на вкладку Extend, вбиваем в поиске Altmetrics и ставим галочку в чекбоксе напротив названия модуля.

Переходим на вкладку Manage Display и среди полей ищем Altmetric badge.

Но не пытайтесь найти его первым в списке полей, листайте до конца.

В нашем примере мы трекаем публикацию по её DOI. Если вы импортировали библиографию на сайт (например, из BibTex-файла), то вы обнаружите DOI на вкладке Edit вашей библиографической сущности, куда он подставляется автоматически, а если вы заводите новую сущность вручную, то и поле для DOI тоже нужно заполнить вручную.

Если модуль включен и DOI вписан в соответствующее поле, вы увидите пончик Altmetric в самой нижней части страницы научной статьи.

Как мы и говорили, с модулем Altmetric не нужно писать код, чтобы пончик появился в удобной для вас области страницы. Достаточно просто перетащить поле Altmetric badge. Для наглядности поставим его выше имени автора.

А вот и результат.

Заключение

Не все работы на Drupal-сайте вашего института или исследовательского центра можно упростить за счёт таких модулей. Если сайт перестал решать поставленные задачи или решает их плохо, компания ADCI Solutions готова сделать аудит и предложить несколько эффективных приёмов, которые она применит в ходе редизайна или портирования сайта на другую версию Drupal. Мы также поможем настроить нужные вам модули проекта Bibliography & Citation — почитайте, как The Max Planck Institute for the History of Science решил с нами проблемы хранения библиографических данных, когда пришлось мигригровать сайт с Drupal 7 на Drupal 8. И пишите на почту hello@adcillc.com, если вам нужна команда опытных веб-разработчиков.