От систем управления контентом (CMS) к системам управления информацией (IMS). Или куда несет тебя Друпал?

Главные вкладки

Аватар пользователя run run 12 июля 2008 в 15:53

Друпал динамично развивающаяся систему управления котнентом, не успели как следует разобраться с 6-ой версией, как уже маячит 7-я. У столь быстрого развития есть веская причина — улучшения функциональности и повышение безопасности. Это нужные и важные тактические задачи требующие постоянного внимания.

Куда это все ведет? Надеюсь к более лучшей, удобной, безопасной и менее затратной работе с Друпал.

А что будет дальше, куда все это движется? Предлагаю обсудить ближайшие потребности времени к системам управления информацией подобной Друпал.

Управление информацией. Что такое информация и как ей управлять.

Во-первых, что такое информация.

Информация — это отображенное знание и зарегистрированные состояния окружающей среды. Отображение (представление) знаний исполняется человеком средствами любой знаковой системы (формальные и естественные языки, рисунки, языки жестов, машинные коды, ноты и т.д.) В свою очередь регистрация состояний окружающей среды производится техническими средствами и генерирует техническую информацию, в нашем случае размещение информационных материалов с сети интернет по средством программы Друпал.

Во-вторых, информацией управляют с помощью информации, к которой относятся такие инструменты как:

1. Метаданные (metadata) — информация об информации. Метаданные об объекте (описание объекта в текстовой форме, т.к. сегодняшние технологии поиска и каталогизации информации используют в первую очередь текстовое описание информации) можно условно разделить на атрибуты объекта в целом (его реквизиты) и, возможно содержательные признаки его структурных единиц. Формирование метаданных должно производится автоматически иначе будет невозможно получить оперативный доступ к информации.

В Друпал такие метаданные как реквизиты документа (дата создания и автор материала и другие) формируются автоматически, что позволяет в дальнейшем получать оперативный доступ по этим данным при обработке информации. Чем более подробными и разнообразными будут метаданные, тем легче и эффективнее будет дальнейшая работа с информацией.

В дополнение к полнотекстовому индексу базы данных должен формироваться метаиндекс, в котором формируется информация о том в каких документах или фрагментах их текста упоминается лексика конкретного понятия или реестра.

2. Реквизиты документа — вид метаданных, атрибут документа, характеризующий его как единое целое. Совокупность реквизитов документа образует его библиографическое описание.

3. Содержательный признак структурной единицы документа, дескриптор понятия — вид метаданных, относящихся к фрагменту документа. На примеру в документе есть интересный абзац или другой объект, если вы работаете с документом в текстовом редакторе типа MS Word, то у вас есть возможность поставить закладку, ссылку, примечание и т.д. на некоторый фрагмент или объект документа и таким образом сформировав содержательный признак некой части документа, обеспечив в дальнейшем доступ и работу с этой конкретной частью документа при помощи созданной закладки.

К этому инструменту наверное можно отнести "Сообщения в системный журнал", которым мало кто пользуется.

4. Контекст — замечательным примером работы с этим признаком информации является контекстная реклама в таких поисковых системах как Гугул и Яндекс и др. Эти поисковики умеют выдавать рекламу исходя из контекста поискового запроса. Для этого необходим тезаурус, в случае с поисковиками это база данных поисковых запросов и смысловой связи этих запросов с информационными единицами (контекстная реклама).

5. Тезаурус (thesaurus) — совокупность выражающих смысл единиц некоторого языка с заданной на нем системой смысловых и ассоциативных отношений. Тезаурус может описывать смысл конкретного языка или терминологию отросли знаний. Управление информацией включающие в себя возможности использования контекста основывается на тезаурус.

6. Классификатор — система рубрик (ячеек) и связей между ними, которая в совокупности является базовой для упорядочения (систематизации) всех вариантов классифицируемых понятий (а не терминов), распределения их по этим рубрикам. Классификация — это классификатор, рубрики нижнего уровня которого наполнены описаниями конкретных понятий. Основным оператором при разработке классификатора является логические деление — распределение на группы всех понятий, которые мыслятся в исходном, делимом понятии.

7. Таксономия. Друпал и таксономия, о этом здесь уже столько сказано, что и добавить уже нечего. И все-же таксономия — это иерархическая классификация понятий или принципы построения классификаций. В Друпал к сожалению в настоящее время хорошо реализована только вертикальная возможность классификации в рамках одного словаря, но нет возможности горизонтальной связи между терминами разных словарей. О переносе термина из словаря в словарь и говарить не приходиться - этой возможности нет.

Вы можете продолжить этот список инструментов управления информацией. Суть всех этих инструментов в эффективном управлении информацией. В ее сборе, структурировании, анализе, хранении, представлении в нужной форме, объеме и времени.

В Друпал сбор (внесение материалов на сайт) происходит во многом в ручную, хотя есть автоматическая возможность на основе RSS. К сожалению нет полуавтоматической возможности импорта уже существующей информации, существующей даже в интернете, не говоря уже о разнообразных базах данных. Структурирование, несмотря на возможности таксономии не позволяют дробится желаемой гибкости. С помощью Views можно разнообразно выводить информацию, но и возможности этого замечательного модуля ограничены.

Есть потребность в расширении инструментов управления информацией в Друпал как в момент создания документа, так и после его создания. И желательно автоматизировать этот процесс.

Вопрос в том, как превратить Друпал в систему управления информацией. Потребность уже начинает формироваться и это нечто другое чем строительство портала с каталогами, блогами, новостями. Нужно более гибкое управление информацией.

У меня эта потребность сформировалась в ходе работы над сайтом музея. В начале задача стояла сравнительно легко — обеспечить доступ к материалам музея и дать возможность заинтересованным людям размещать на сайте музея собственные материалы ( воспоминания, мемуары, оцифрованные документы и т.д.). На каком то этапе сайт стал превращаться в архив ( обычный, бумажный архив в музее также имеется). И вот тут обозначилась потребность в более гибком управлении этим информационным хозяйством. Добавьте к этому что структурно информация разнообразна, не всегда структурирована и тяжело поддается анализу. Плюс ограниченные возможности поменять и/или добавить инструменты к уже имеющемся материалам.

Про CСK, Views мне известно и этим среди прочего пользуюсь. Прошу сообщество высказывать любые мысли и идеи по увеличению гибкости управления информацией.

Информацию о проблемах и направлениях работы по информационному обеспечению деятельности музеев можно посмотреть вот здесь:

Сайт АНОК "Музей будущего"

Сайт АДИТ - НП "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии"

Сайт "Архивы России"

Комментарии

Аватар пользователя Wave Wave 12 июля 2008 в 18:29

Насчёт "маячит седьмая на горизонте", я не согласен. О скором выходе шестёрки и полном и тотальном счастье после этого говорили примерно год назад. Ну ладно, одинадцать месяцев как (в августе пророчили выход в сентябре). Вместо этого шестёрку только сейчас имеет смысл осторожно ставить на продакшены. Только несколько дней как вышли под шестёрку кандидаты cck, views, og, panels. Такие дела.
Так и с семёркой - очень повезёт, если её выпустят в этом году, и очень повезёт, если перевод и ключевые модули к семёрке подоспеют и обкатаются через полгода после выпуска.

Ну и CMS -> IMS - как по мне, вполне маркетинговые заморочки. Суть одна и та же.

А за чёткие определения терминологии - спасибо.

Аватар пользователя fairwind fairwind 13 июля 2008 в 15:34

Ну если вы пишете, что "структурно информация разнообразна, не всегда структурирована и тяжело поддается анализу" - то как ее структурировать-то?
А фишек в друпале не хватает, это точно. Но горизонтальные связи подтягиваются (в панелях2 есть контекст синонимов, контекст терминов того же уровня). Кроме того, это можно делать ручками - база-то вот она.

Аватар пользователя DimM3d DimM3d 13 июля 2008 в 21:34

Насчет разработки музейных сайтов на друпале идея не нова. Другой разговор что полноценную систему управления информацией именно для музея на нем сделать весьма непросто. Честно скажу что еще в декабре когда у меня двое студентов музееведов рвались делать в качестве диплома интранетовский музейный сайт на друпале я их от этого занятия отговорил не видя достаточной функциональности. Выбрали другую тему. Теперь эта функциональность есть, что я проверил собирая свой собственный сайт, но тоже какие-то возможности приходится выискивать сильно извернувшись. Пользуюсь версией 5.8. К версии шесть есть далеко не все модули из мною использованных, а самому писать код для меня не очень эффективно. Так что даже переход на нее дело не ближайших месяцев. Но достаточно ловко сообразить "КАМИС для бедных" на друпале действительно можно. По крайней мере для малых музеев это актуально.

Аватар пользователя DimM3d DimM3d 15 июля 2008 в 19:21

В своем проекте? И почему не использую 6.х?
Из достаточно экзотичных например CRE (Коллаборативная фильтрация). Поскольку мой сайт является отчасти книжным рекомендательным сервисом,то без этой опции нельзя.
Версии для 6.х точно нет.
Все остальное достаточно стандартные комбинации и в принципе аналоги найти можно.

Аватар пользователя DimM3d DimM3d 16 июля 2008 в 11:11

Кстати вот прекрасная реализация музейной системы с описанием модулей http://drupal.org/node/279485 , но упппс. Часть из них разработана специально для этого проекта. Т.е. сформировать полностью аналогичную по функционалу свою систему по мотивам не факт что получится. Лично меня очень порадовал модуль Kiosk это то без чего музейный интранет теряет всякий смысл.

Аватар пользователя run run 16 июля 2008 в 18:49

К вопросу отличия классификатора от таксономии.

Классификатор — система рубрик (ячеек) и связей между ними, которая в совокупности является базовой для упорядочения (систематизации) всех вариантов классифицируемых понятий (а не терминов), распределения их по этим рубрикам. Классификация — это классификатор, рубрики нижнего уровня которого наполнены описаниями конкретных понятий. Основным оператором при разработке классификатора является логические деление — распределение на группы всех понятий, которые мыслятся в исходном, делимом понятии. Группы деления называются членами деления. Признак, по которому производится логическое деление является основанием деления.

Таксономия — иерархическая классификация понятий или принципы построения классификаций. В математике таксономия — древовидная классификация объектов выбранного типа.

В дополнении к вышеперечисленным инструментам управления информацией можно добавить ОНТОЛОГИЮ в смысле системы или схемы понятий ( а не терминов) области знаний, отношений между ними и правил операций над ними, исчерпывающим образом представляющая область знаний.

Такие системы или схемы понятий должны включать формальные определения всех терминов, отношений и операций. Такие определения должны быть с одной стороны понятны разработчикам и пользователям системы, а с другой стороны быть операбельными при машинной обработке.

Какова разница между Классификатором, Таксономией и Онтологией? Примерно такая же как между напильником, пилой и топором. Это инструменты и у каждого свое предназначение. У меня нет сомнений, что есть умельцы способные одним топором красивую и удобную избу поставить. А если умельцу дать все инструменты, так он дворцы начнет ставить.

Таксономией создается линейная иерархическая систематизации информации. Классификаторами устанавливается и упорядочивается все варианты классифицируемых понятий. Классификатор — это система управления всеми терминами и словарями таксономии.

Вы знаете, что вполне возможно и даже иногда удобно организовывать систематизацию информации на сайте используя лишь два модуля: CCK и Views. С помощью CCK создаются нужные типы материалов, а при помощи Views эти материалы выводятся в нужном виде и в нужном месте. И без использования таксономии.

Для дальнейшего развития Друпал необходимо создать систему управления всеми терминами и словарями таксономии, как линейную ( горизонтальную и вертикальную), так и логическую. С вертикальной связью в пределах одного словаря у Друпал все в порядке.

Приятно услышать мнение сообщества.

Аватар пользователя Nashev@drupal.org Nashev@drupal.org 29 сентября 2008 в 21:55

Я не очень давно по несвязанному с друпалом случаю впадал в энтузиазм примерно в том же направлении.

Вышло многобукф, но тема интересная, прошу зачесть и отзываться http://nashev.livejournal.com/64025.html

А потом я наткнулся на друпал, и увидел, что здесь примерно то же, только вот поля назначаются исключительно админом, и формы правятся тоже только им, и нету явного понятия страниц-представлений...

Аватар пользователя Anodonta@drupal.org Anodonta@drupal.org 28 января 2009 в 16:17

"DimM3d" wrote:
двое студентов музееведов рвались делатьинтранетовский музейный сайт на друпале я их от этого занятия отговорил не видя достаточной функциональности.Но достаточно ловко сообразить "КАМИС для бедных" на друпале действительно можно. По крайней мере для малых музеев это актуально.

Дорогой товарищ!
Я с коллегой как раз сейчас очень возбудился идеей создания интернет-музея (исторический музей в областном центре).
Проведя "разведку в Интернете", пришел к выводу, что почти все интерактивные музейные выставки достаточно убогие.
Единственный приличный ресурс - Государственный Эрмитаж. Вот их адрес: www.hermitagemuseum.org
Но ресурс их родился при поддержке IBM. (Нам до таких спонсоров ну никак не добраться).

А музейные проблемы везде схожи. К примеру, масса материала лежит в хранилище, т.к. выставлять их просто некуда (нет места в помещениях музея под экспонаты).

Я убеждён, что виртуальный музей это хорошо, если он появиться, то возможно, что кто-то и скажет: "фу", но может найдутся люди (или деньги), которые смогут тогда его улучшить.

А от Вас прошу совет, - в виде чего лучше реализовать виртуальный музей:
1. Блога с изображениями, которые мышкой увеличиваются.
2. Фотогалереи.
3. Чего-то более современного или мне неизвестного.

Спасибо за любую подсказку.