«Drupal перспективен, поэтому его нужно развивать». Интервью с основателем digital-агентства ДАЛЕЕ Михаилом Белошапкой

Главные вкладки

Аватар пользователя ADCI_Solutions ADCI_Solutions 5 мая 2022 в 8:36
2

Оригинал интервью опубликован на сайте vc.ru.

Зимой стартовал прием заявок на вторую в истории российского диджитал Russian Drupal Awards. Первый конкурс показал срез по рынку CMS, а в сезоне 2022 организаторы поставили новую цель — создать площадку для налаживания деловых контактов между клиентами и подрядчиками.

Почти уже традиция: второй год подряд главную спонсорскую поддержку конкурсу оказывает digital-агентство ДАЛЕЕ. Это стало поводом для интервью, которое мы взяли у генерального директора агентства и члена жюри конкурса Михаила Белошапки. Он рассказал нам, как складывался его путь в сфере IT, о первых клиентах агентства и об отношении к Drupal. Рады знакомству и общению!

Вы 24 года работаете в IT. Это солидный срок. Можете рассказать, как вы попали в сферу и как поняли, что пора открывать свое агентство?

С IT связана вся моя жизнь — я учился на мехмате МГУ, на последних курсах начал работать программистом в компании, которая занималась одними из первых интернет-проектов в России. Потом я работал программистом, проджектом и техническим директором в медиаселлинговом агентстве, входящем в состав Rambler group — «Индекс 20». Но в рекламной среде отношение к веб-продакшну тогда было довольно скептическим. Нам же продуктовая разработка казалась перспективной, и в 2005 году мы создали ДАЛЕЕ. Без инвестиций, презентаций и всего такого — просто сняли небольшой офис, наняли дизайнера и двух разработчиков.

Кем были ваши первые клиенты?

Так получилось, что мы сразу стали работать с большими брендами. Нашим первым клиентом стал столичный «МегаФон», который тогда еще назывался Sonic Duo. Мы делали для них небольшие промо-проекты и баннеры, за которые хватались и старались сделать все лучше других. Так часто бывает в молодом агентстве. За первый год ДАЛЕЕ заработало около 1 миллиона рублей, а потратило 300 000. Это было самое прибыльное время — сейчас такая эффективность кажется нереальной.

В 2006 году мы стали работать с «Акадо» и федеральным «МегаФоном». А в 2007 появился первый международный клиент — Walt Disney. Тогда стало понятно, что у агентства есть хорошие перспективы.

В начале было много клиентов из телекома. Сейчас больше фармы, финансов, FMCG. Но и в начале, и сейчас — это крупнейшие транснациональные и российские бренды.

В вашем портфолио число отечественных клиентов преобладает над зарубежными. Как лично вы можете описать характерные особенности работы с теми и с другими? Работать с нашими в итоге оказалось удобнее?

В отношении всех клиентов действуют одни и те же правила: такт, уважение, добросовестная и качественная работа. Если придерживаться их, коммуникация с клиентами хоть из Москвы, хоть из Рима выстраивается органически. Мы специально ищем менеджеров, которые знают, что делают — понимают менталитет, умеют искать подход и общаться. Короче говоря, удобно работать с каждым, если работаешь хорошо.

В рамках конкурса RUWARD AWARDS вы учредили специальную номинацию «Лучшая in-house команда web-продакшен на стороне клиента». Как пришла идея искать лучших именно среди собственных клиентских команд?

Мы верим, что для создания крутых цифровых продуктов нужно хорошо знать рынок. Это помогает оценить свой потенциал, сравнить себя с конкурентами и найти точки роста. Агентства обычно с удовольствием рассказывают о своих проектах и технологиях, а вот клиентские in-house команды остаются в тени. Даже если продукт перспективный и качественный. Это неправильно, ведь по обе стороны баррикад есть достойные проекты.

В ДАЛЕЕ за каждым проектом закреплена своя команда из менеджеров, разработчиков, дизайнеров, которая углубляется в продукт и развивает его. Бывает, что этих сотрудников выкупают на аутстафф, и они тоже на время переходят в статус in-house, а потом делятся впечатлениями о работе в клиентских командах. Главный источник информации о них — сарафанное радио, мы хотим это исправить.

Как вы связали свою деятельность с Drupal? Стоял ли вообще выбор, какой CMS заниматься?

ДАЛЕЕ использует очень разнообразный технологический стек. Это и разные PHP-фреймворки — Laravel, Symphony, и Node.js, и GoLang. И конечно разные CMS — в основном это Drupal и 1С-Bitrix. На выбор влияют предпочтения клиента, специфика продукта и еще куча факторов. Перспективу в Drupal мы увидели, потому что стало понятно, что с ним предпочитают работать многие международные компании.

ДАЛЕЕ второй год спонсирует Russian Drupal Awards. Какую пользу для рынка вы видите в этой активности и что извлекаете из нее для себя?

В России первые строчки рейтингов занимают 1С-Bitrix и WordPress. Но мы считаем, что Drupal — не менее крутая система. Поэтому когда пришла новость, что ADCI Solutions устраивают конкурс, чтобы поддержать развитие Drupal, мы были рады стать спонсорами.

Drupal входит в пятерку самых популярных систем в мире и в четверку OpenSource CMS в нашей стране. На ней сделаны сайты IBM, Lamborghini, Лувра и Гарварда. Это знак качества, а еще перспективы — у востребованных продуктов всегда сформировано коммьюнити, которое их развивает. Есть люди, которые дорабатывают, улучшают, исправляют проблемы. Если вы планируете развивать продукт, то для разработчиков это большой плюс.

Мы — технари, занимаемся созданием хайлоада, интеграциями, поэтому поддерживаем развитие в России решений, которые кажутся перспективными с технической точки зрения. Drupal, конечно, в их числе. Эта CMS позволяет без каких-либо проблем вести командную работу над проектом, организовать полный цикл CI/CD, гарантирует качественную архитектуру и использует привычные подходы и компоненты Symfony. Еще она ориентирована на DXP (Digital Experience Platform), это нравится клиентам. Ведь DXP сфокусирована не столько на контенте, сколько на управлении пользовательским опытом. Здесь можно собирать данные о пользователях и анализировать их, выстраивать маркетинговые компании, проводить A/B-тестирование, персонализировать контент.

На Russian Drupal Awards мы находим крутые компании и талантливых разработчиков. Победа в таком конкурсе подтверждает качество работы и плюсует к имиджу агентства среди клиентов, потенциальных работников и конкурентов. Кроме того, мы видим, кто активно использует Drupal, что и как на ней делают, зачем. По этим данным можно оценить рынок Drupal в России, а это полезно для всей отрасли.

Комментарии

Аватар пользователя xSPiRiTx xSPiRiTx 5 мая 2022 в 11:02

Drupal входит в пятерку самых популярных систем в мире и в четверку OpenSource CMS в нашей стране. На ней сделаны сайты IBM, Lamborghini, Лувра и Гарварда.

Сайт Гарвардского университета сделан на WordPress. По остальным тоже не похоже, что они на Drupal. Зачем обманывать?

Аватар пользователя madt madt 5 мая 2022 в 18:09
2

Гарвардский Университет использует Друпал для десятков и сотен своих внутренних сайтов. Гарвардскими друпалистами разрабатывается и поддерживается дистрибутив OpenScholar. А на странице «How do I create a website for my Harvard department?» можно увидеть упоминание OpenScholar и hwp.harvard.edu — сайта гарвардской команды, которая создает сайты на этой сборке для подразделений своего университета.

Аватар пользователя dashiwa dashiwa 5 мая 2022 в 21:42

Вот к примеру интересный кейс.
Нужно сделать аналог сервиса поддержки . Например Zendesk
На друпале вполне реально сделать рабочий прототип в краткие сроки
На любой другой технологии проблематично.
И имеено для таких кейсов друпал и подходит лучше всего. А простые сайты и тд можно делать и на вордпресе и аналогах

Аватар пользователя Andrew_Answer Andrew_Answer 8 мая 2022 в 14:36

Drupal прежде всего CMF - поэтому я бы не стал сравнивать его с Wordpress. Он "из коробки" позволяет создавать сложные модели данных. И этот функционал очень востребован средним и крупным бизнесом. Именно поэтому проекты на Drupal имеют больший бюджет, длительность, сложность, но по количеству сайтов на Drupal меньше. И, как следствие, его популярность в Интернете не так велика.