Drupal 7 2021 год ...

Главные вкладки

Аватар пользователя DrupRain22 DrupRain22 6 марта 2019 в 21:02

Кто может ясно объяснить, когда наступит дата прекращения поддержки Drupal 7, что произойдет? Я так понимаю, что перестанут выходить обновления и вынуждены будем переносить проекты на 8-ку. За чей счет будет сей банкет? Среди моих клиентов готовых раскошелиться скорее всего будет мало, придется делать за бесплатно? Но работают ведь некоторые сайты до сих пор и на 6-ке и на 5-ке. Может есть какие-нибудь менее затратные пути решения?

Лучший ответ

Аватар пользователя ivnish ivnish 6 марта 2019 в 21:11
3

Произойдёт то же самое, что и с Drupal 6. Официальной поддержки больше не будет, но энтузиасты будут поддерживать своими силами, как сейчас проект d6lts.

Переходить на другую версию или на другую CMS - это вам решать. Естественно всё за ваш счёт.

Drupal 7 уже морально устарел. Как в плане современных технологий, так и в плане деплоя или совместной разработки. Лучше стараться перейти на Drupal 8 как можно скорее.

Комментарии

Аватар пользователя ivnish ivnish 6 марта 2019 в 21:11
3

Произойдёт то же самое, что и с Drupal 6. Официальной поддержки больше не будет, но энтузиасты будут поддерживать своими силами, как сейчас проект d6lts.

Переходить на другую версию или на другую CMS - это вам решать. Естественно всё за ваш счёт.

Drupal 7 уже морально устарел. Как в плане современных технологий, так и в плане деплоя или совместной разработки. Лучше стараться перейти на Drupal 8 как можно скорее.

Аватар пользователя DrupRain22 DrupRain22 6 марта 2019 в 21:31

itcrowd72 wrote:
Произойдёт то же самое, что и с Drupal 6. Официальной поддержки больше не будет, но энтузиасты будут поддерживать своими силами, как сейчас проект d6lts.

Я так понимаю будут бесплатно поддерживать? А в чем будет заключается поддержка? Будут выкладывать новые релизы безопасности как сейчас в официальной поддержке или будут выкладывать патчи безопасности и нужно будет самостоятельно патчить ядро?

Аватар пользователя ivnish ivnish 6 марта 2019 в 21:50
1

Скорее всего бесплатно. Поддержка будет заключаться в закрытии уязвимостей патчами.

Да без разницы как. Главное, что патчи будут, пока будет запал у энтузиастов. Ну и пока их будут спонсировать заинтересованные компании.

Аватар пользователя DrupRain22 DrupRain22 6 марта 2019 в 21:58

itcrowd72 wrote:
Скорее всего бесплатно. Поддержка будет заключаться в закрытии уязвимостей патчами.
Да без разницы как. Главное, что патчи будут, пока будет запал у энтузиастов. Ну и пока их будут спонсировать заинтересованные компании.

Последний вопрос- С технической точки зрения, применить патч к модулю и применить патч к ядру, примерно одно и то же?

Аватар пользователя adubovskoy adubovskoy 6 марта 2019 в 23:27
2

Мы даем клиентам почитать https://www.ra-don.ru/blog/post/ekonomiceskii-smysl-obnovlenia-do-drupal-8 .
Переносить на d8 нужно прежде всего потому что поддержка d8-сайтов проще.
В магазине готовых решений для клиентов https://www.ra-don.ru/apps уже две цены - установка/поддержка d8-решений стоит на 30% дешевле. Условно говоря интеграция с ЕСИА нашими силами для клиента стоит 36 000р если это Drupal8, 46 800р. если это drupal7 . Разница как бы есть.

Аватар пользователя VasyOK VasyOK 7 марта 2019 в 0:06

Вот только многие сайтоводы не согласны с тем что "поддержка d8-сайтов проще".
Скажем так: проще для команды программистов.

Аватар пользователя adubovskoy adubovskoy 7 марта 2019 в 0:27

Слушай, ну комон. Куча же проектов где работает 1 разработчик. И потом если ему же даешь задачу "а теперь есть задачи по правкам на d7" люди плюются. Прям больной рабочий вопрос - как сделать так чтобы задачи про d7 не зависали т.к. к ним мало кто хочет притрагиваться.

Аватар пользователя Orion76 Orion76 7 марта 2019 в 6:03

Ну а чё делать то? прогресс же..

Пересели же люди когда-то с лошади на "железного коня"..
И живут же как-то с этим..
И обратно на лошадь многих уже не загонишь-)

Сначала поддержка "для программистов проще"..
Потом и остальные подтянуться, да так что и за уши потом не оттащишь-)

Аватар пользователя sas@drupal.org sas@drupal.org 7 марта 2019 в 7:19
Кто может ясно объяснить, когда наступит дата прекращения поддержки Drupal 7, что произойдет?

Программисты будут и дальше поддерживать, пока будет спрос у клиентов.
Вообще хорошо смеется тот кто смеется последний. Вот например рейтинг от магазина
http://ratings.cmsmagazine.ru/cms_analytics/?pn=all

Имхо друпал будет расти в направлении decoupled

Аватар пользователя Orion76 Orion76 7 марта 2019 в 7:38

Рейтинг не совсем понятно по каким "количествам работ" ранжировали.
Похоже только по рунету, и то не известно откуда информацию брали и насколько она полная.

Кстати а данную ссылочку http://drupal.cmsmagazine.ru/works/? где-нибудь на drupal.ru неплохо было бы повесить.

<a href="mailto:sas@drupal.org">sas@drupal.org</a> wrote:
<Имхо друпал будет расти в направлении decoupled

Имхо, весь web будет расти в направлении decoupled

Аватар пользователя adano adano 7 марта 2019 в 8:58

Программисты будут и дальше поддерживать, пока будет спрос у клиентов.

Удивительно, но истина.

И потом если ему же даешь задачу "а теперь есть задачи по правкам на d7" люди плюются.

Сугубо индивидуально-личностная фантазия (убеждения). К текущей реальности (март 2019) ничего общего не имеет.

как сделать так чтобы задачи про d7 не зависали т.к. к ним мало кто хочет притрагиваться.

А если на аутсорс отдать?

Аватар пользователя gun_dose gun_dose 7 марта 2019 в 9:42
1

Сугубо индивидуально-личностная фантазия (убеждения). К текущей реальности (март 2019) ничего общего не имеет.

Вот тут уже реально интересно стало. Можете перечислить причины, по которым разработчику семёрка может нравиться больше, чем восьмёрка?

Аватар пользователя adano adano 7 марта 2019 в 10:28
1

Речь не о "нравиться больше", а о "плевках".
Сейчас >80% - это доработки D7.
Тезис о "люди постоянно плюются" - это чушь.

Причем, проверить это очень просто.

Аватар пользователя gun_dose gun_dose 7 марта 2019 в 10:43
2

И как же это можно проверить?))

В нашей компании семёрка - это только наши же старые сайты, доработок там практически нет, делаем только апдейты и изредка багфиксы. Если нужно сделать по старым сайтам что-то глобальное - то всегда предлагаем редизайн и переезд на восьмёрку. Всё новое - только на восьмёрке. Если предложат какую-то работу на семёрке, то мы с 99.99% вероятностью ответим отказом - вот как сильно мы плюёмся)))

Аватар пользователя adano adano 7 марта 2019 в 11:17

Причем тут ваша компания?
Рынок Друпал - это далеко не "ваша компания".

Проверяется простым экспериментом с ТЗ на любом ресурсе. Предварительно исключив друзей, соратников, собутыльников и т.д и т.п., чтоб плевками не зацепило.

Аватар пользователя gun_dose gun_dose 7 марта 2019 в 11:35
1

Рынок рынку рознь. Есть, скажем условно, фрилансерский рынок, который берёт свои ТЗ с "любых ресурсов", а есть рынок b2b, по которому ТЗ в открытом доступе нет по определению.

Аватар пользователя gun_dose gun_dose 7 марта 2019 в 11:52
2

Как раз-таки очень меняет. ТЗ с фриланс-бирж - это кусок низкобюджетного рынка, на котором сосредоточены разработчики в первую очередь довольно низкой квалификации.

Аватар пользователя adano adano 7 марта 2019 в 12:01
1

Сказки, основанные на завешенном ЧСВ.

В реальности:
Те же ТЗ с бирж - у компаний.
Те же программисты с бирж - у компаний.

Аватар пользователя Orion76 Orion76 7 марта 2019 в 10:56

@gun_dose наверное писал не про "доработки", а про проекты "с нуля".
Хотя и доработки бывают такие, что практичнее мигрировать на восьмерку, и реализовывать "новый функционал" на ней.

Помниться, я от одного проекта на drupal6 отказался, после нескольких месяцев его доработки, потому что не смог убедить заказчика мигрировать на drupal7.

А на том проекте большая часть функционала была завязана на функционал, подобный VBO.
А пилить VBO для шестерки и кучу необходимых интегрируемых с ним модулей как-то не очень хотелось.
Потому как семерка вот она, рядом, и там все это уже работает..

Аватар пользователя sas@drupal.org sas@drupal.org 7 марта 2019 в 11:05

Чаще разработчики склоняются к тем инструментам которые позволяют быстрее разрабатывать, такой подход, часто еще и дешевле для клиента.

Аватар пользователя gun_dose gun_dose 7 марта 2019 в 11:14

Так происходит только в нашем идеализированном мире. А в дикой природе наверняка доли тех, кто деплоит через git, тотал командер и файлзиллу, скорее всего приблизительно равны))))

Аватар пользователя VasyOK VasyOK 8 марта 2019 в 17:57

7-ка - она (относительно) легковесная
8-ка - нет, потому для многих проектов избыточна

Будет или Друпал "семь с половиной" или что-то типа Бекдропа.

Аватар пользователя gun_dose gun_dose 8 марта 2019 в 19:10

Сейчас, когда даже на самом дешёвом хостинге и то, и то измеряется в гигабайтах, это не имеет абсолютно никакого значения.

Аватар пользователя Orion76 Orion76 9 марта 2019 в 9:01
2

"количеством МБ в БД и на диске" - это самая дешевая составляющая тарифа на шаред-хостингах и прочих ВПС.
Гораздо существеннее на стоимость влияет использование процессора и количество его ядер
и использование оперативной памяти(ОЗУ).

А тут не все так однозначно..
Когда-то семерка работала и на 36 МБ ОЗУ, но более-менее оптимально было 128 Мб.
Как сейчас дела обстоят с минимальными значениями данной величины - не в курсе.
Но вот с использованием ресурсов процессора для более-менее одинаковых проектов на drupal7 и drupal8, за счет "автозагрузки" кода "классов" и более оптимальной системы кэширования всего и вся и т.п.,
восьмерка в большинстве случаев обыгрывает семерку.

Так что с данным доводом преимущества семерки для небольших проектов я не соглашусь.

А вот то что на данный момент восьмерка развивается больше в сторону CMF (для программистов) , а не CMS (для юзеров-"сборщиков") - это да.

Но это до поры-до времени.
Как только наработок в плане CMF будет более-менее достаточно для реализации большинства относительно типовых решений, будет вам и юзерфрендли инструментарий для сборки и поддержки проектов без кодинга,
хоть голосовыми командами-)

Аватар пользователя adano adano 9 марта 2019 в 9:53

Когда-то семерка работала и на 36 МБ ОЗУ, но более-менее оптимально было 128 Мб.
Как сейчас дела обстоят с минимальными значениями данной величины - не в курсе.

32 Мб.
Так же все, если ядро. Контриб может быть иным.

восьмерка в большинстве случаев обыгрывает семерку.

Производительность D7 -выше. Факт.
Кеширование - это отдельная тема.

Так что с данным доводом преимущества семерки для небольших проектов я не соглашусь.

Про избыточность вроде спич, а не преимущества.
Для небольших проектов - и 7, и 8 - избыточны.

Аватар пользователя Sevix Sevix 9 марта 2019 в 9:59

Идеология Друпал 8 еще больше отдаляет друпал от масс. Вместо того, чтобы делать движок популярнее.

То, что в 9-ке они собираются продолжить начатую славную традицию, наводит на грустные мысли и вызывает вопрос - что они там курят?

Аватар пользователя ivnish ivnish 9 марта 2019 в 12:41

Думаю, имеется ввиду то же самое, что писал Орион:

А вот то что на данный момент восьмерка развивается больше в сторону CMF (для программистов) , а не CMS (для юзеров-"сборщиков") - это да.

Аватар пользователя Sevix Sevix 9 марта 2019 в 13:08

Именно это. Разработчики, конечно, не сдадутся. Энтузиастов останется много. Но факт остается фактом - вместо того, чтобы сделать друпал более дружелюбным и логичным, они в 8-ке внесли еще больше путаницы и сложностей.

Если зайти на любую биржу фриланса и посмотреть, специалистов по каким движкам чаще всего ищут? ВП и ОпенКарт. Почему? Кажущийся низкий порог входа. Это потом открывается страшная правда, что без знаний или помощи разработчика мало что сделаешь. В Друпале же это ощущение возникает с самого начала.

Конечно, разработчиков мало пугает недружелюбная или запутанная админка, или необходимость установки и настнойки десятков модулей еще на старте. Но тут прямая зависимость - чем менее популярен движок, тем меньше работы у специалистов по этому движку.

Аватар пользователя adubovskoy adubovskoy 9 марта 2019 в 14:47
2

>разработчики, конечно, не сдадутся. Энтузиастов останется много.

кажется это основано на личном мнении а не на статистике найма. Количество разработчиков, которые могут быстро начать работать с друпалом увеличилось (за счет всех кто был знаком с symfony/laravel).

>Если зайти на любую биржу фриланса и посмотреть, специалистов по каким движкам чаще всего ищут? ВП и ОпенКарт.

Когда был drupal6 и drupal7, картина была такая же. Это просто показатель доли рынка.

>или необходимость установки и настнойки десятков модулей еще на старте.

тут как раз drupal8 сильно выйгрывает: все что нужно сразу в ядре. Это drupal7 был с простыней модулей, вьюс отдельно, в d6 -> cck отдельно. Все используемое приехало в ядро. Это нормально и облегчило жизнь.

Вы не задали главный вопрос: если d7 такой классный, то где новые успешные проекты на нем?) и то же самое можно сказать и про вордпресс "силами владельца сайта". Дело в том что сейчас не 2007й год. Веб изменился - если раньше можно было сделать бложек и продавать через него какуюнть партнерку или товар мелкой розницей, а также получить топ-10 в поисковиках просто потому что у вас было 7 конкурентов в городе, то сейчас картина иная. Бизнес чтобы стартовать должен уметь больше и конкурировать и с федералами и с теми кто обращается к компетентным it-командам.

Т.е. мы же тут для бизнеса в основном работаем, если вы про "заказы". приведете пример "бизнеса" там где владелец сам сделал себе сайт на wp/d7/чем-то еще и это успешная история и он зарабатывает? Линки в студию.

Критерии:

  • появился не раньше 2017 года
  • на своем движке (не saas типа тильды - там другая история и другой рынок, мы же тут говорим про "простоту движка" а не закрытые saas-решения)

Я предполагаю что таких будет маловато. Потому что мир изменился и бизнес-задачи сейчас другие. Вы можете держать в руках меч и говорить "посмотрите какой прекрасный меч, я могу им орудовать сам и без команды". А вокруг артиллерийские расчеты уже давно, ракетные войска, это вот все. И drupal как раз в ту сторону - чтобы с артиллерийцами на равных. Все кто топят за d7 в этом топике (это не наговор -- я реально не видел у них в портфолио работ с этим стеком) - они же не понимают таких вещей как angular/vue/react, зачем это все, зачем возможность graphql, зачем нам композер, зачем docker4drupal, им нужно как в родном 2005 - чтобы shared-хостинг купить и делать так как раньше делалось... У меня для них плохие новости))

Аватар пользователя Sevix Sevix 9 марта 2019 в 14:48

>кажется это основано на личном мнении а не на статистике найма. Количество разработчиков, которые могут быстро начать работать с друпалом увеличилось (за счет всех кто был знаком с symfony/laravel).

Об этом и речь, что вектор развития Друпал рассчитан исключительно на разработчиков.

> Когда был drupal6 и drupal7, картина была такая же. Это просто показатель доли рынка.

Именно. В чем смысл любого нового? Улучшать, убыстрять, делать удобнее. Как узнать, удобно ли это, нравиться ли это людям? Посмотреть на долю на рынке. Как изменится доля Друпал на рынке с приходом и развитием 8-ки? Никак. Если не станет меньше. Вывод? Это нравится людям, это удобно людям? Ответ сами додумаете.

Аватар пользователя bumble bumble 9 марта 2019 в 16:24
1

Sevix wrote:
Улучшать, убыстрять, делать удобнее.

Да, но не все и сразу.

Переделка 8ки - открыла кучу возможностей, (и да - в первую очередь для разработчиков), для реализации и поддержки почти любой фичи. И уже разработчики, понемногу - по-чуть-чуть, сделают удобными интерфейсы для контентщиков. Просто это невообразимо огромный кусок работы, не принимайте все как должное.

Все будет - и лучше, и удобнее и быстрее. Ждите.

ЗЫ - но, так-то, никто не запрещает же делать 7ку, если 8ка совсем "не заходит". К чему столько возмущений в посте - не понятно...

Аватар пользователя Sevix Sevix 9 марта 2019 в 16:35

Да нет возмущений. Просто вот думаю - ведь Друпал на самом деле мог бы стать лидером. Штука то мощнейшая. Но люди (юзеры, не разработчики) его зачастую просто боятся.

Аватар пользователя ivnish ivnish 9 марта 2019 в 16:48
1

На данный момент в Д8 можно так же, как и в Д7 делать сайты без единой строчки кода, исключительно за счет контриба. Просто самого контриба для Д8 немного меньше. Но эта ситуация с каждым годом улучшается.

Аватар пользователя gun_dose gun_dose 9 марта 2019 в 17:11
2

С лэйаут билдером многие контрибные модули стали попросту не нужны: все эти панели, пэйдж-менеджеры, дисплэйсьюты и прочие панелайзеры. По скорости и удобству кликанья сайтов мышкой в семёрке даже близко нет ничего похожего.

Аватар пользователя VasyOK VasyOK 9 марта 2019 в 21:49

Мне (как кликбилдеру) они и не были нужны эти модули.
Стараюсь соблюдать балланс между мышекликингом и кодингом.
Естесвенно это сугубо мои вкусы, прекрасно понимаю что все не обязаны так работать.

Аватар пользователя VasyOK VasyOK 10 марта 2019 в 14:18

Товарищи, наша беседа медленно отошла от темы сабжа.
Согласен с @Sevix насчет того, что творится на отечественных фриланс досках, но увы даже это сабжем не является.
Сабж "что произойдет?". Мы можем предполагать, анализировать опираясь на опыт и даже гадать на Гугл картах, но ответ никто из нас не знает.

Аватар пользователя bumble bumble 10 марта 2019 в 16:15

Все известно... Ответ на сабж был дан еще в первом комменте (да и ТС, явно понимал картину задавая вопрос), и дополнительно разжевано в последующих.

Все это давно объявлено и обсужденно в куче всевозможных сообществ.

План таков.

Аватар пользователя Orion76 Orion76 10 марта 2019 в 22:31

Ну да.. и текущие версии Drupal и модулей развивает не добрый бог интернета, а вполне конкретные люди или сообщества людей, каким-то образом заинтересованных лично в данном развитии.
Пока они заинтересованы: развивают и поддерживают.
Как интерес пропадет - все закончится.

Пока у серьезных игроков рынка будет интерес поддержки drupal7, drupal7 будет поддерживаться .
А вы как думали? кто-то из-за любви к искусству бросит все дела и начнет фигней заниматься?
А кто его кормить в это время будет?