Фриланс - это вам не мыльная опера!

Главные вкладки

Аватар пользователя VladSavitsky VladSavitsky 12 декабря 2007 в 19:17

Это в мыльной опере можно пропустить 20 серий и всё ещё быть в курсе дела. А у меня всё меняется каждый день!
Продолжаю работать над проектом.

По плану, вчера уже должен быть завершить 1й этап, показать заказчику и получить оплату этого этапа...
Но, так и не закончил... оказалось, что ''заказчик нанял ещё одного программиста'' на точно такую же работу...

В статье [http://drupal.ru/node/10010 Фриланс - общение с заказчиком], я так и писал в 1м пункте, что это вполне может быть и это разумно с точки зрения заказчика. Они хотят подстраховаться - и это провильно! Такова природа фриланса...

Фриланс это риск и подчас немалый. Рискует и заказчик, и собственно фрилансер.
'''Риски заказчика:'''
*работа не будет сделана в срок
*исполнитель возьмёт деньги и пропадёт
*исполнитель сделает проект некачественно
Скажем так, риски очень значительные.
'''Риски фрилансера:'''
*не получить оплату за свою работу

Заказчик рискует больше! Почему же они (заказчики) связываются с фрилансерами?
(надо бы у них самих спросить - возможно чуть позже и спрошу).

Мне кажется, что всё дело в том, что проект в исполнении фрилансера стоит меньше, чем проект через студию, фирму и тд.
При этом фрилансер может заробатывать больше, чем офисный программист, потому что делает таких проектов больше.
Возможно у других это не так. Это мой личный опыт.

Таким образом, если бюджет проекта позволяет, то, чтобы покрыть риски, заказчику проще нанять несколько фрилансеров, чтобы увеличить вероятность завершения проекта всрок. Нужно признать, что это разумно. Правда такой метод никак не уменьшает остальные два риска...

Разберёмся с остальными рисками заказчика:
*'''исполнитель возьмёт деньги и пропадёт'''
Чтобы фрилансер не слинял, они не хотят делать предоплату. Это тоже правильно. Самый оптимальный и прозрачный вариант - разбить работу на этапы и оплачивать после приёмки работы по этому этапу. Это же защищает фрилансера от неоплаты его работы.
*'''исполнитель сделает проект некачественно'''
Качество вообще сложная субстанция. Кто-то спокойно носит вещи, где швы кривые, а кто-то испытывает при взгляде на эту вещь отвращение... Понятие качества разное у каждого человека. Чтобы этой проблемы избежать, я в своём договоре добавил раздел "Особые требования к качеству". В нём говорится, что, если есть какие-то дополнительные требования, заказчик должен их оформить письменно ДО ПОДПИСАНИЯ ДОГОВОРА ИЛИ ТЗ. Таким образом всё, что будет высказано после подписания уже не важно или должно оформляться как дополнение к договору и соответственно менять цену проекта.
Никто никаких особых требований к качеству не писал!...

Так! я отвлёкся. Как же заказчику уменьшить этот риск?
Ничего не скажу наверняка. Может быть подробное ТЗ может помочь и постоянный контакт с фрилансером.

Кстати, хотите знать как всплыло то, что два фрилансера работают параллельно над одним проектом?

В процессе работы сделал перевод и по старой привычке выложил: [http://drupal.ru/node/10050 Перевод Tabbed Block: это в ваш блок ничего не помещается, а наш - сразу несколько блоков!]. Позже стал модуль исправлять и решил выложить изменения, а также скриншот. Второй программист увидел этот скриншот и понял, что я работаю над этим же проектом...

'''Вывод:'''
не нужно прятаться со своими проектами, а делиться и обсуждать здесь, на этом сайте. Это поможет избежать многих неприятностей.

Комментарии

Аватар пользователя AlterEgoEast AlterEgoEast 12 декабря 2007 в 20:58

Vlad а можно вопорс?
заказчик оповестил вас о том что над проектом будут работать двое, дабы снизить его риски?
Если нет, то он играет в темную, а то, что случайно вы нашли друга друга уже не имеет значения.
Держите ухо востро.

Аватар пользователя Skirr Skirr 12 декабря 2007 в 21:57

Студии зачастую ориентируются на корпорации, для которых особо бюджет неважен. И это логично, ибо содержание штата, да ещё и в офисе требует не мало лишних затрат.

Ну а большинство частников для которых зачастую сайт - это хобби, нехватает времени углубиться впрограммирование и уж точно нереально осилить 5, 15, 20тыс usd за хобби.

Вопрос нужно поставить, как уменьшить риски между заказчиком и фрилансером. ИМХО, одной встречи с подписью ТЗ и краткого договора будет достаточно (если есть такая возможность). Хотя конечно хотелось бы что бы всё решалось по человечески и каждый был готов пойти на уступки (к примеру фрилансер уступить где-то в цене, заказчик подождать лишнюю неделю).

Аватар пользователя jerboa7 jerboa7 12 декабря 2007 в 22:00

Но, так и не закончил... оказалось, что заказчик нанял ещё одного программиста на точно такую же работу...

Сталкивалась с подобным не в Web-проектах - меня рекрутировали как написателя каталога продукции. Пришла к выводу, что это разумно только с точки зрения несерьезных заказчиков, и, честно говоря, для себя предложения подобных людей не рассматриваю. Потому что в конечном итоге не платят ни тебе, ни другому. Выясняется, что работу сделал третий, собрав коктейль из предложений первого и второго исполнителей. Результат, ясно дело, дрянной - хуже винегрета. Просто тошнит от конечной версии каталога.
И тошнит от таких заказчиков.

Аватар пользователя UrbanRider UrbanRider 12 декабря 2007 в 22:19

Я делаю немного не так:
договор и тз - обязательно.
выполняю проект, показываю(но не даю на носителях) заказчику, регистрирую хостинг и домен(за их деньги на свое имя), выкладываю сайт, после того как заказчик удостоверится в работоспособности, происходит передача денег мне, а им документы для доступа к сайту(всмысле к панели администратирования хостера и фтп). После чего я подаю перерегистрацию домена и хостинга на заказчика...

В случае если заказчик "делает ноги", у меня остается хостинг и доменное им, где я могу сделать сайт, и возможность стать мини хостером(т.к. при оплате мне дается возможность делать подсайты, т.е. осуществлять хостинг с доменными именами 3го уровня)

Система работает уже продолжительное время...

Аватар пользователя Макс К. Макс К. 13 декабря 2007 в 0:13

UrbanRider пишет: "регистрирую хостинг и домен(за их деньги на свое имя)"

У меня волосы дыбом. Такое раньше практиковали только недобросовестные провайдеры и мелкие хостинги, когда регистрировали домен на деньги клиента, но на свое имя.

А если после получения денег за весь проект Вы умрете (заболеете, потеряете интерес к проекту, просто будете не в духе,...)? Как клиенту вытащить назад свой домен? Вы сужаете свой рынок клиентов до микроскопического процента клиентов, которые еще не знают, чем чревата запись домена на чужое имя.

Когда ко мне приходит клиент и просит перенести свой сайт на Drupal, я смотрю, на кого записан домен. Потрясяюще, но часто домен записан на прежнего веб-мастера или на веб-студию, которая поднимала сайт. Я отказываюсь переносить такой сайт на Drupal и говорю клиенту: "Сайт записан на чужое имя, он не Ваш. Зачем Вам тратить деньги на развитие чужого сайта? Сначала попробуйте переписать домен на свое имя. Если не получится, проще будет поднять сайт на новом домене.".

Для клиента это откровение. Он вкладывал деньги годами в сайт и был полностью уверен что сайт принадлежит ему. А тут выясняется, что прежний веб-мастер или веб-студия может легко продать домен раскрученного сайта какому-нибудь конкуренту клиента или выставить на аукцион Nic.ru. И все будет по закону. Причем клиент даже может не узнать о смене владельца домена.

Опыт показывает, что вернуть такой домен бывает весьма затруднительно.

Нормальная практика

Домен нужно регистрировать на имя клиента. Еще лучше, если клиент сам регистрирует свой домен, это надежно. Если боитесь что клиент не отдаст деньги, то демо-сайт можно поднимать на любом своем домене, можно третьего уровня.

Хотя проще ставить сайт прямо у клиента, разбить работу на несколько этапов и получать деньги по мере выполнения. Например:

  • Установка "голого" Друпала на хостинг клиента
  • Настройка встроенных модулей
  • Набивка статей
  • Настройка сторонних модулей
  • Верстка темы
  • Программирование модуля

Тогда бюджет проекта освободится от расходов на передачу домена, на перенос демо-проекта на хостинг к клиенту и т.д.

Первый оплачиваемый этап работы обычно делается маленьким. Это позволяет установщику не сильно горевать о своей работе, если она вдруг не будет оплачена. И в то же время этого этапа вполне достаточно, чтобы посмотреть, насколько охотно клиент платит деньги.

Для клиента такая система тоже безопасна. Клиент на любом этапе может поменять исполнителя и это не отразится на бюджете проекта. Все сделанное первым друпальщиком будет использовано и развито вторым исполнителем.

Аватар пользователя Valeratal Valeratal 12 декабря 2007 в 22:49

пр двух программеров - это достойно баша Smile

А вообще эт наверно как двух девушке "иметь" и каждой обещать женится Smile
а чего, надо ж перестраховываться Lol

Аватар пользователя VladSavitsky VladSavitsky 12 декабря 2007 в 23:27

2 AlterEgoEast:
Я не знал, что работать будут двое, но меня это мало волнует. Я свои риски снизил и не перехожу ко второму этапу работы, пока не получу оплату.
В принципе заказчику выгоднее взять двух программистов, которые не знакомы, чем тех, которые работают в одной команде. Потому что это действительно снижает риск. При этом желательно, чтобы они друг про друга не знали. Я это тоже понимаю.
На данный момент заказчик решил объединить наши усилия, при том, что каждый получит ту оплату, о которой договаривались.

2 jerboa7:
Спасибо, вы натолкнули на правильные мысли! Я этот вариант как-то совсем упустил из виду.
Подумав, я решил:
Да, возможно есть кто-то ещё. Возможно это проект за 20 тонн зелени для студии, а мы (фрилансеры) получим копейки...
Меня наняли на работу и готовы её оплатить. Я буду делать максимум из того, что могу (с учётом суммы конечно). Вот и всё! Если заказчик отвергнет мой вариант и решит заказать его у кого-то ещё - это его право, но он должен оплатить работу.

Вам обидно за то, как выглядит каталог? Смею предположить, что у вас слишком близкое отношение к работе. Это же просто работа! В жизни есть много чего более дорогого!...

Аватар пользователя UrbanRider UrbanRider 12 декабря 2007 в 23:42

Вам обидно за то, как выглядит каталог? Смею предположить, что у вас слишком близкое отношение к работе. Это же просто работа! В жизни есть много чего более дорогого!...
В чем-то я согласен, а в чем-то нет.

Когда у человека близкое отношение к работе, он ее и выполняет намного лучше... Правда и переживает за нее сильнее... Надо искать золотую середину Wink

Аватар пользователя VladSavitsky VladSavitsky 12 декабря 2007 в 23:58

Если географически заказчик далеко (в другой стране), то ТЗ и договор трудно подписать. Да и как решать спор по этому договору? В какой стране?

Аватар пользователя VladSavitsky VladSavitsky 13 декабря 2007 в 0:33

Про домен на своё имя
Лично мне тоже кажется, что метод с доменом на своё имя не чуть не лучше тех методов, которые используют недобросовестные заказчики. Я всегда регистрировал на имя клиента. Хотя нет - был один случай, когда клиент очень торопился, так как домен был занят и освободился. Я по быстрому записал на себя. Потом отдал им, хотя они так и не заплатили за домен. Вот такой я честный. Мне был урок.

Про разбивку на этапы.
Макс предложил очень хорошую схему. В моём случае заказчик настоял сделать вёрстку темы на 1м этапе и я согласился. Это было не разумно. Нужно было настоять на своём и начать с установки голого Друпала и проверки заказчика - это хороший метод проверки.

Про отношение к работе.
Почему я так написал? Да сам был таким же и расстраивался из-за дурости заказчика или работодателя...
Вы говорите будет лучше результат, если человек очень привязан к работе. Но это вопрос мотивации. Мне трудно это объяснить... Ок. Я согласен, что есть 2 крайности: фанатичное и безразличное отношение. Для работодателя выгоднее взять такого фанатика/трудоголика. Но норма посередине - разумное отношение к работе и своему времени.
Раньше мне было трудно понять как может мой начальник говорить "война - войной, а обед по расписанию" и спокойно идти на обед, когда столько работы ещё не сделано... Почему контролируют чтобы в 9 я был в офисе, а во сколько я уйду никого не волнует... Просто мне нужно было научиться самому ценить своё личное, свободное время, а не жить работой. НЕ ЖИТЬ НА РАБОТЕ!!! Когда я работаю, то зарабатываю деньги, но это не вся моя жизнь, а лишь небольшая её часть...
Не знаю смог ли я объяснить?...
Скажу только, что качество исполнения может быть плохим и у трудоголика. Это то, что воспитывается с детства. Как и умение доводить начатое до конца.

Аватар пользователя UrbanRider UrbanRider 13 декабря 2007 в 2:10

Я не буду говорить что я прав, просто мне так проще...

Хотя я уже подумываю о том чтобы прийти к поэтапной работе... волокиты меньше вроде... да и шансов что кинут меньше...
--------------------------
Я еще молодой и в сфере этой не так много, я просто описываю свой опыт и свое мнение, и естественно прислушиваюсь к более опытным...
Если я в чем-то не прав или кого-либо смутил в чем-то, то я прошу прощения.

Аватар пользователя astal astal 13 декабря 2007 в 13:56

регистрирую хостинг и домен(за их деньги на свое имя)
как было уже сказано это не добросовестно по отношению к заказчику. Домен принадлежит заказчику и перекупка/перепродажа не приемлены.
А если боитесь за свою работу, что ее кто то сольет тем самым кинув Вас, то делайте сайты на своих субдоменах, типа
{имя_проекта} . {ваш_сайт} .ru/net/com/su
В основном мои проекты не друпалойдны, а самописны(проще написать что то свое, чем дописывать друпал), тоесть почти не зависят от хостинга, хотя в последнее время занялся разработкой модулей и для друпала... Но даже друпал вполне переносится с разных хостингов без усилий. Особенно если ты сам их выбирал.

Аватар пользователя Skirr Skirr 13 декабря 2007 в 22:05

Я тут наверное пока единственный, представляющий другую сторону (надеюсь чей-нить будущий клиент Smile )

И наверное соглашусь, что поэтапный вариант на данный момент лучший. Только сами этапы конечно обсуждаемы, ибо установить голый друпал всё же редко занимает более 15минут.

А вот что настораживает, это "Клиент на любом этапе может поменять исполнителя и это не отразится на бюджете проекта".
Отразиться и ещё как. Оптимально доверится одному разработчику (или одной компании) и если уж нужна замена, то правильнее если сам он себе и найдёт.

Поэтому я бы 10-20% суммы выделял бы на завершение проекта. А потом уже 80% делил бы на этапы.

Всегда страшно, что работа будет заброшена по какой-либо причине. Вот примеры с которым реально я сталкивался или мои близкие знакомые:
1. Договорились о всех ньюансах, включая цену и что работа над проектом начнёться через два месяца (по просьбе разработчика). Разработчик потом отказался. Два месяца потеря времени.
2. Растянули проект на второй год уже. Уплочено 80%. Срок два месяца. Спустя полгода показали макет. Разборки уже переходят за рамки закона. (ну это особый случай наверное)
3. Нехватка классификации. Взялись за дизайн с вёрсткой, но как потом выяснилось, что такое вёрстка неизвестно дизайнеру. В этом случае заказчик пошёл навстречу и провёл бессплатные двухнедельный курс + сам сделал в итоге вёрстку.

И конечно все понимают, что нужно сегодня, через два месяца уже всё по другому. Поэтому думаю, правельнее хоть RC делать в срок и потом доводить до ума. Или грамотно делить на этапы Smile

Кстати, если клиент даёт детальное описание , он наврятли когда откажется от своего детища, лежащего на хосте разработчика.
Думаю такие отказы исключения.