Как проводить аудит сайта: руководство для начинающих

Главные вкладки

Аватар пользователя ADCI_Solutions ADCI_Solutions 16 ноября 2020 в 9:29
3

Здравствуйте! Мы — веб-студия ADCI Solutions. Благодаря нашему небольшому руководству вы сможете провести аудит вашего сайта. Для чего это нужно? А разве для проверки здоровья нужна какая-то особая причина? Не позволяйте Google вас обманывать: аудит сайта включает в себя не только SEO-анализ, но, как утверждают эксперты HubSpot, ещё и анализ дизайна и опыта взаимодействия (или UX), лидогенерации и простоты администрирования, контента и интеграции с соцсетями.

Это руководство написано контент-редактором для контент-редакторов, администраторов сайтов и их владельцев. Благодаря ему вы сможете понять, какие из функциональных областей вам необходимо улучшить, научитесь проводить аудит сайтов и станете технически подкованным ровно настолько, чтобы суметь объяснить своим коллегам, какие проблемы в работе сайта надо исправить.
Расслабьтесь — половину работы мы уже сделали за вас.

Небольшое напутствие

Мы понимаем, что ваш сайт может содержать сотни страниц, которые просто физически невозможно проверить разом за один подход. Начните с десяти страниц, служащих основным целям вашего бизнеса: главной страницы, страницы с контактными данными и страницы с самыми важными продуктами или группами продуктов. Займитесь их проверкой в первую очередь и убедитесь в том, что они работают без перебоев.

Аудит дизайна и опыта взаимодействия

Дизайн вашего сайта — это то, с чем пользователи сталкиваются в первую очередь. Дизайн влияет на решение посетителя сайта: закрыть страницу или продолжить искать на ней то, что нужно. Несколько лет назад (и за это время никаких особо значительных изменений в человеческой психологии не произошло) Базельский университет провел исследование, в результате которого выяснилось, что на оценку привлекательности сайта у человека уходит меньше секунды: чем сложнее выглядел сайт, тем менее привлекательным он казался участникам эксперимента.

Дело в том, что человеческий мозг более охотно воспринимает простые вещи. Поэтому, если распугивание потенциальных клиентов не является вашей приоритетной задачей, забудьте о сложном дизайне.

Чек-лист для аудита веб-дизайна и опыта взаимодействия

Используйте этот список для создания вашего собственного аудиторского шаблона:

  1. Структура страницы легко читается: заголовки страниц, текстовые заголовки (H1-H6), нижние колонтитулы и контент помогают пользователю в навигации по странице.
  2. Есть хлебные крошки (навигационные цепочки) и ссылки в колонтитулах. То, насколько посетители сайта активно ими пользуются, проверяйте при помощи тепловых карт. Мы подробно рассмотрим подводные камни, которые могут ожидать вас на этом этапе, в части статьи, посвященной SEO-аудиту.
  3. Плотность текста не отпугивает посетителя: контент должен содержать заголовки, картинки, помогающие понять суть текста, и пробелы.
  4. Дизайн привлекает внимание посетителя к CTA-элементам: кнопкам, баннерам, ссылкам и т. д.
  5. CTA-элементы расположены в верхней трети страницы.
  6. Дизайн соответствует бренду компании.
  7. Сайт одинаково хорошо отображается на всех устройствах: с ним просто работать как на стационарных ПК, так и на планшетах, телефонах и т. д.
  8. Все визуальные элементы дизайна выполнены в одном стиле и сочетаются друг с другом: от фоновых рисунков до логотипа, favicon, заголовков, типографики и цветовой палитры.

Если вы следовали инструкциям, вы должны заметить следующие изменения:

  1. Снижается показатель отказов, так как навигация стала проще и доступнее для пользователей.
  2. Растет средняя длительность сеанса.
  3. Пользователи активнее взаимодействуют с CTA-элементами.

Аудит лидогенерации

  1. Страница должна содержать привлекающий внимание CTA-блок; будет это кнопка, форма, ссылка или что-то еще, зависит от конкретной ситуации.
  2. Количество CTA должно быть не больше трех.
  3. CTA находятся на видном месте; не стоит прятать их в нижний колонтитул, так как далеко не каждый посетитель будет проматывать вашу страницу до самого низа.
  4. Если посетитель сайта передумает и не доведёт целевое действие до конца (например, не заполнит контактную форму), дайте ему возможность подумать ещё раз, чтобы развеять сомнения. Например, можно показать ему всплывающее окно с предложением бесплатной консультации или базы знаний или спросить о причинах его ухода. Всплывающие окна — довольно спорный способ общения с пользователями, однако при грамотном подходе этот способ отлично работает. Узнайте, что раздражает посетителей вашего сайта, когда применение всплывающего окна допустимо, сколько времени должно пройти перед появлением всплывающего окна и т. д.

Благодаря следованию этим инструкциям пользователи смогут взаимодействовать с CTA, а если тот или иной пользователь отвлечётся или передумает, вы дадите ему инструмент, чтобы он закончил начатое дело. Нет роста конверсии? Вернитесь к секции веб-дизайна и опыта взаимодействия и пройдитесь по чек-листу ещё раз.

Аудит контента

Предположим, что дизайн сайта безупречен, а посетитель понимает, какие действия он должен совершить, чтобы получить то, зачем он к вам пришел. Меню сайта отлично справляется с навигацией, и единственное, о чем осталось позаботиться — это как не отпугнуть пользователей ошибками в контенте. Они всё читают. Серьезно.

Чек-лист аудита контента

  1. Контент соответствует целям страницы: если это страница с контактами, она должна сообщать пользователю, как с вами связаться. Вроде бы это очевидно, но и здесь легко допустить ошибку. Всегда помните о целях страницы, наполняя её контентом.
  2. Контент логично структурирован и не сбивает пользователя с толку. Следуйте обратной пирамиде Якоба Нильсена: сначала размещайте главную информацию, затем важные детали и только после этого добавляйте дополнительную информацию.
  3. Никаких грамматических ошибок!
  4. Никакого дополнительного контента. Весь контент должен служить одной цели: привести гостя к CTA.
  5. Как и в случае с дизайном в целом, уделите особое внимание структуре контента и тому, как он размечен: блоки, маркеры, пробелы, иллюстрации.

Оптимизация контента также ведет пользователя к главной цели: нажатие, заполнение или завершение CTA.

Аудит SEO

Благодаря поисковой оптимизации ваш контент становится доступен для более широкой аудитории. Существует много разнообразных процедур, делающих ваш сайт доступным для поиска большому количеству людей. Некоторые процедуры, такие как редактура заголовков и контента или использование ссылок, не требуют особых навыков, в то время как другие могут быть выполнены только специалистами.

Чек-лист аудита SEO

  1. Используйте инструменты аналитики для отслеживания того, что происходит на вашем сайте: ключевые слова, трафик, страницы входа и выхода и т. д.
  2. Используйте метатеги Title, Description и Image.
  3. Используйте в тексте ключевые слова и их синонимы.
  4. Своевременно избавляйтесь от битых ссылок.
  5. Убедитесь, что ваша страница не содержит ссылок на внешние ресурсы в самом начале, иначе пользователи уйдут с сайта слишком рано, что повысит показатель отказов и приведёт к понижению рейтинга страницы в поисковой выдаче.
  6. Будьте предельно аккуратны со внутренними ссылками как в нижнем колонтитуле, так и в основном тексте. Постарайтесь обойтись без фанатизма: внутренние ссылки должны помогать пользователю ориентироваться на сайте, однако если их будет слишком много, Google может вас наказать, расценив наличие ссылки в каждом слове как манипуляцию. В конце статьи будет ссылка на материал, в котором рассказывается о примерах такого злоупотребления.
  7. Разместите на вашем сайте ссылку на другие сайты и убедитесь что они, в свою очередь, ссылаются на вас. Благодаря этому Google посчитает ваш сайт достаточно авторитетным и повысит его рейтинг. Конечно, произойдет это лишь в том случае, если Google считает ресурсы, на которых размещены ссылки на вашу страницу, достойными доверия.
  8. Правильно настройте файлы, которые дают поисковым системам доступ к вашему сайту и позволяют им его индексировать: .htaccess, robots.txt, sitemap.xml. На этом этапе вам почти наверняка потребуется помощь специалиста, но оно того стоит. Поисковики должны получить возможность изучить ваш сайт и проанализировать его содержимое.

Для чего нужна поисковая оптимизация:

  1. Вы начнёте понимать, что движет вашим трафиком и каковы его источники, и сможете влиять на него.
  2. Благодаря знанию о том, как пользователи находят контент, подобный вашему, вы сможете увеличить входящий трафик путём грамотного использования тегов и ключевых слов.
  3. Показатель отказов уменьшится.
  4. Пользователи задержатся на вашем сайте подольше благодаря внутренним ссылкам.
  5. Ваш поисковый рейтинг вырастет.
  6. Если вы не уверены, что способны выполнить все пункты самостоятельно, обратитесь за помощью к вашему web-разработчику.

Аудит интеграции с соцсетями

Итак, с поисковой оптимизацией разобрались, и поисковый рейтинг вашего сайта медленно, но верно пополз вверх. Что ещё может помочь? Правильно: большое количество ссылок на других ресурсах.

Чек-лист аудита интеграции с соцсетями

  1. Ваша компания или бренд присутствует в соцсетях в виде профиля или группы.
  2. Чем больше профилей в соцсетях содержат ссылку на ваш сайт, тем шире охват.
  3. Ссылки на профили или группы в соцсетях есть в нижнем колонтитуле вашего сайта либо в другом подходящем месте.

Если вы все сделаете правильно, то заметите рост трафика из соцсетей.

Администрирование

После того как вы сделали всё вышеперечисленное, обязательно проверьте, насколько ваш сайт легко администрировать и обслуживать. Составить чек-лист для данного этапа невозможно — всё зависит от CMS, которую вы используете. Убедитесь в том, что администраторы могут легко создавать новые страницы без помощи программиста. Также обратите внимание на то, чтобы администраторы могли без особого труда наполнять страницы различным контентом. Например, используя Drupal, они могут загружать изображения, встраивать видео и форматировать текст.

Заключение

Теперь вы полностью готовы к первому аудиту вашего сайта. Не пренебрегайте этими инструкциями, и вскоре вы заметите, как всё начнёт меняться в лучшую сторону. Если вы считаете, что мы что-то упустили, или нуждаетесь в нашей консультации, дайте нам знать: hello@adcillc.com.

Полезные ссылки